Безоговорочным лидером среди подобных сайтов в России является «ВКонтакте» (52,7 миллиона пользователей). Об этом говорится в исследовании компании Mail. Ru Group за январь 2014 года, подготовленном на основе данных агентств TNS, comScore и Brand Analytics. Причем «ВКонтакте» сохраняет популярность именно у молодежи (до 24 лет).
Притягательность этого сообщества обусловлена возможностью общения на интерактивном сайте с участием в группах по интересам; многообразными увлекательными формами работы с контентом, таким, как текст, графика, звук, анимация, видео, flash-приложения; моментальным оповещением обо всех изменениях в личном информационном пространстве.
При этом популярные виртуальные социальные сети в образовании воспринимаются как ресурсы, содержащие исключительно развлекательную информацию, в контексте которой не целесообразна публикация учебного материала и тем более организация учебной деятельности. Следовательно, необходимо менять сложившееся мнение и использовать столь мощный ресурс в образовательных целях. Нам в первую очередь необходимо понять, что популярность социальной сети — это существующий факт, не признавать это, значит отказаться от ряда возможностей, которые можно и нужно использовать во благо детей. Пусть эти 5 минут или 2 часа в день, которые тратятся школьниками на пустое времяпрепровождение, будут использованы в образовательных целях в рамках внеурочной деятельности.
В работе учителя русского языка важными являются следующие возможности, предоставляемые социальными сетями: доступность фото, видео материалов, сообщений, других он-лайн-ресурсов; школьники, пропустившие занятия, могут прийти в виртуальный класс в любое время для изучения пройденного материала; система оповещения о событиях позволяет держать учащихся в курсе учебных событий. «В Контакте» позволяет создать между школьниками и учителями прочные социальные связи, которые в классе имеют порой весьма призрачный характер. «В Контакте» разрушает барьер между учеником и учителем, поможет застенчивым, неуверенным в себе школьникам почувствовать себя успешными; родители могут использовать это пространство для того, чтобы отслеживать прогресс своих детей, могут и вмешаться в процесс обучения, откорректировать его (что на практике происходит довольно редко). Нельзя отрицать и то, что подобная работа стимулирует школьников внести свой вклад в обучение, в развитие обучающей группы (поиск и публикация учебного, проблемного видео, постов).
Но, безусловно, существует и ряд недостатков. Как и в любой другой сети, здесь необходимо соблюдать условия конфиденциальности. Необходимо объяснять детям, что нельзя выкладывать в разделе «Личная информация» все данные о себе и своей семье. Наличие «В Контакте» контента сомнительного и откровенно вредного для ребенка содержания с практически свободным доступом — серьезная угроза формирующейся психике старшеклассников. Существование рассылок спама и вирусов (массовые рассылки предложений дружбы, предложения зайти на неизвестный сайт, скачать файл и пр.), как и существование незначительного количества рекламы, может вызвать сложности при организации учебной работы в группе. Данные минусы объясняются тем, что социальная сеть «В Контакте» не создана специально для обучения, но ведь школьники находятся там и без нашего с вами разрешения, подвергаясь негативному влиянию злоумышленников. Поэтому учитель может и должен прийти в социальную сеть, чтобы привлечь детей к полезной, созидательной и не менее увлекательной деятельности в виртуальных учебных группах. Безусловно, необходимо при создании учебной группы установить приватность «Закрытая группа» и добавлять участников после подачи заявки. Это поможет избежать контакта с сомнительными пользователями сети, следует обязательно заручиться согласием и поддержкой родителей, прежде чем использовать «В Контакте» для обучения, также объяснить администрации школы цели и задачи обучения в социальной сети. При общении со школьниками соблюдать разумную дистанцию и этикет в общении. Подобные правила медиабезопасности должны быть усвоены учащимися в обязательном порядке, даже в тех классах, где учитель не планирует использовать возможности социальных сетей в образовании.
Организовав группу в социальной сети, учитель словесник получает возможность размещать учебные задания как для индивидуальной работы, так и для групповой. Вся необходимая теория может располагаться здесь же на странице в виде конспекта, предоставленного учителем, либо посредством ссылки направлять ребенка к онлайн-учебнику.
Ребята получают возможность нестандартно выполнить работы: подкрепить свой ответ фото и видео материалами, поделиться оригинальными решениями, задумками, идеями друг с другом, получить консультацию педагога, а возможно, приступить к заданию и в соревновательной форме (методику проведения выбирает учитель, предварительно, оговорив условие в задании).
Здесь же возможно организовать опрос мнений учеников, выяснить, с чем ребята справляются легче всего, а какие вопросы вызывают затруднение, следовательно, на таких темах стоит задержаться дольше. Бесспорным плюсом подобной работы является то, как каждый ученик может быть столь же учителем, сколь и учащимся. Как учитель, вы сможете перестать быть просто «источником знаний» и превратитесь во вдохновителя. Используя ролевую модель культуры класса, связываясь с учащимися в индивидуальном порядке, работать с их личными потребностями, одновременно с этим направляя дискуссии и деятельность всей группы учащихся к достижению ваших общих учебных целей.