Сфера eLearning (Electronic Learning, система электронного обучения при помощи информационных технологий) закономерно приобретает во всем мире растущую популярность. Прогрессивные технологии делают процесс обучения продуктивней, ярче и доступней, позволяют приобретать знания более простым и понятным для юного поколения способом, повышают степень вовлеченности всех участников в образовательный процесс.
Дневник. ру, российский лидер eLearning, внимательно следит за мировыми тенденциями в этой сфере. Сегодня мы хотим предложить к прочтению статью, которая раскрывает секреты использования популярных социальных сетей и программ для организации более интересных и динамичных занятий в классах. Статья в первую очередь будет полезна учителям, которые стараются активно использовать современные технологии в образовании; ученики и родители тоже смогут найти здесь много интересного.
Идея публикации была навеяна аналогичным исследованием, проведенным американскими коллегами. Первоисточник статьи, которая нас вдохновила, находится здесь .
Изначально социальные сети создавались для удобного общения с друзьями, однако сейчас они все чаще используются для целей образовательного и делового общения. Преподаете/учитесь ли вы в начальной школе или традиционном высшем учебном заведении – в данной статье вы найдете подходящие способы использования социальных сетей на каждой случай.
Идеи для средней школы
- Вдохните жизнь в литературу. Ученики могут создать страницу (профиль) литературного героя в социальной сети, используя все функции, которые предлагает сеть: картинки, общение, "мне нравится", ссылки, обсуждения и т. д. Самое интересное в этом процессе – стараться создать на страничке героя тот мир, который поможет лучше раскрыть его характер.
- Следите за событиями в жизни знаменитостей. Многие знаменитости используют Twitter. Вы можете выбрать известного человека, деятельность которого связана с темой, которую вы изучаете. Например, при изучении темы "Правительство Российской Федерации", ученики могут следить за новыми сообщениями официального аккаунта Правительства в Твиттере или за обновлениями аккаунта Премьер-министра РФ .
- Изучение географии. При обучении географии используйте программу Google Планета Земля. Весь мир открыт перед Вами! Виртуальные путешествия в любую точку мира: 3D-здания, фотоснимки и рельеф; поиск городов, компаний и других мест… Кроме того, посмотрите пример, как учитель использовал свои контакты в Twitter для проведения интерактивных уроков с учениками.
- Экскурсии. Иногда организация экскурсии представляет трудность или невозможна – в таких случаях используйте программу Skype, чтобы провести экскурсию. не покидая классной комнаты, или покажите ученикам виртуальные экскурсии по крупнейшим музеям мира. интерактивные модели знаменитых сражений и т. д.
- Налаживайте связи с другими классами. Для расширения возможностей обучения, общайтесь с учениками из других классов, независимо от их местонахождения. Например, используйте сервис виртуальных конференций в Дневник. ру или Twitter для общения о каком-либо городе или стране непосредственно с их жителем в режиме он-лайн!
- Последние обновления. Благодаря сервису хэштегов в Twitter можно отслеживать последние записи на изучаемую тему всех пользователей сервиса, что оказывает неоценимую помощь при обсуждении текущих событий. Прочтите несколько советов о том, как эффективней использовать Твиттер.
- Общение с родителями. Поддерживайте связь с родителями через Дневник. ру и социальные сети, чтобы сообщать им об успехах их ребенка, обсуждать способности и предрасположенность ученика к тому или иному предмету и т. д.
- Поддерживайте школьный сайт в Дневник. ру. наполняя его актуальной информацией и интересным контентом – как, например, это делают сотрудники ГБОУ Гимназии №1597 (Москва).
- Развлекитесь во время урока. Если вы ведете серьёзный урок, требующий повышенного внимания учеников, попробуйте "разбавить" его одним из образовательных приложений Дневник. ру .
Идеи для ВУЗов
Для расширения возможностей обучения используйте данные идеи на семинарах и лекциях:
10. "Окно" в повседневную жизнь учебного заведения. Создайте веб-сайт, как это сделали, например, РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург). Благодаря такому сайту посетители могут узнать актуальную информацию об университете, вступительных олимпиадах (в том числе, дистанционных с помощью Дневник. ру ), почитать рассказы студентов и действующих преподавателей, посоветоваться с другими абитуриентами на форумах и т. д.
11. Участвуйте в конкурсах. Принимайте участие в интерактивных конкурсах, проводимых, например, компанией Майкрософт и др.
12. Создавайте приложения и исследуйте социальные сети. Социальные сети сами по себе могут представлять отличный объект для исследования. Последуйте примеру этой группы Стэнфордского университета и создайте собственные приложения в соц. сетях.
13. Помогайте развивающимся странам. Создайте проект, подобный некоммерческой образовательной организации "Скейтостан" (Skatistan), о которой в своё время рассказывал Дневник. ру. давая возможность задать вопрос лично её организатору.
14. Следите за сообщениями руководителей. Чтобы узнать больше об исследованиях и профессиональной деятельности преподавателей, руководителей и других профессионалов, работающих в области вашего исследования, следите за их сообщениями в социальных сетях.
15. Возможности инициативы. Студенты имеют возможность использовать социальные сети для совместной работы в формате подачи той или иной инициативы "снизу" - как, например, сделали студенты Университета Британской Колумбии. выступив против закрытия тренажерного зала в бассейне университета.
Идеи для учащихся
16. Преимущества дистанционного образования. Используйте возможности медиатеки Дневник. ру для ознакомления с методическими наработками, изучения лекций, презентаций, видео - и аудиофайлов.
17. Практикуйте иностранные языки. Ребята, изучающие иностранный язык, могут практиковаться, общаясь с носителями языка – например, в группах соц. сетей, или используя современные бесплатные сервисы, например LinguaLeo. ru и др.
Идеи для преподавателей
Независимо от уровня знаний ваших учеников существует много способов использования социальных сетей при работе с аудиторией:
18. Предложения для класса. Размещайте предложения для класса в Дневник. ру, социальных сетях или Твиттере .
19. Связь с другими преподавателями. Обменивайтесь опытом с другими преподавателями по всей России, размещая и получая информацию о новых идеях, советах и методиках в популярных группах Дневник. ру и наших социальных сетях: ВКонтакте. Фейсбуке. ЖЖ. Отвечайте на вопросы учащихся в сети.
20. Будущие студенты. используйте сообщество репетиторов в Дневник. ру, которое насчитывает более 60 тысяч учителей.
21. Конференции. Используйте Twitter. чтобы быть в курсе событий всех профессиональных конференций и оставаться на связи с нужными людьми.
22. Публикуйте записи. Публикуйте записи в файлах и Медиатеке Дневник. ру. чтобы пропустившие занятия студенты могли ознакомиться с необходимым материалом, а преподаватели могли ссылаться на любые сделанные записи.
23. Форум для преподавательского состава. После того, как вы накопили достаточный опыт по использованию социальных сетей при работе в классе, подготовьте материал для обмена опытом со своими коллегами в популярных сообществах в Дневник. ру .
24. Трансляция урока в режиме реального времени. Сервис Twitter может быть успешно использован для интерактивной трансляции выступления в режиме реального времени (при этом важно не забывать ставить хештэги).
25. Поиск приглашенных лекторов. Используйте новые знакомства с коллегами в Дневник. ру, чтобы пригласить их выступить перед вашими учениками. Такая взаимопомощь может стать очень полезной.
26. Ведите собственный блог. как это делает, например, победительница спец. номинации от Дневник. ру в рамках всероссийского конкурса "Позитивный контент 2012" Ольга Николаевна Комарова из Омска.
Командный дух
Организация совместных проектов внутри класса и школы объединит всех участников образовательного процесса, создаст менее формальную обстановку, позволит ученикам правильно относиться к работе в команде и осознанию личной ответственности каждого за результат. Интернет – отличный помощник в деле организации подобных проектов!
28. Межличностное взаимодействие. Когда вы постепенно узнаете о других немного больше, как это происходит в социальных сетях, у вас складывается более полное понимание личности ваших собеседников, что способствует более открытому и информативному общению.
29. Используйте обратные каналы. "Обратным каналом" в данной ситуации называется повторное обсуждение основной лекции или презентации в Сети. Используйте обратный канал для улучшения качества преподавания и контроля усвоения материала.
30. Сотрудничество. Социальные сети изначально создавались для стимулирования социального взаимодействия, поэтому используйте эту возможность, поощряя учеников на совместною работу над проектами в социальных сетях.
31. Держите руку на пульсе. В настоящее время школы переходят на новый подход к образованию. ориентированный на развитие взаимодействия, при котором с помощью социальных сетей формируются лучшие условия для обучения и вовлеченности учеников в образовательный процесс.
Подробнее о комфортном переходе на электронный формат ведения школьных процессов можно почитать здесь. а также обсудить собственные идеи и проблемы с коллегами, ознакомиться с типовыми документами для подготовки процесса и пр.
32. Инклюзивное образование. Ученики, отсутствующие на занятиях по различным причинам или по болезни, с помощью Дневник. ру и возможностей Интернета могут удаленно присутствовать в классе и оставаться в курсе последних событий в учебе.
Общение
33. Такие социальные сети, как Дневник. ру. VK. Facebook. Twitter предоставляют всем участникам образовательного процесса отличную возможность усилить степень своего взаимодействия и повысить его эффективность.
Самый крупный электронный образовательный проект России Дневник. ру – это не просто социальная образовательная сеть. Это уникальный проект, который совмещает в себе три модуля:
- дистанционное обучение,
- управление школьным документооборотом,
- социальная сеть.
Базовый функционал Дневник. ру бесплатный для всех участников образовательного процесса. Пользователям доступны электронный классный журнал и электронный дневник учащегося, а также медиатека, библиотека образовательной литературы, онлайн-переводчик, онлайн-тренинг тестирования ЕГЭ, возможность пройти вступительные олимпиады в крупнейшие ВУЗы России и мн. др.
Подробнее о функциях Единой образовательной сети для пользователей можно почитать ЗДЕСЬ .
Уважаемые учителя и дорогие ученики!
А как ВЫ используете социальные сети в процессе обучения? Что больше всего нравится и чаще всего используется в Дневник. ру? Мы ждем ваших комментариев и встречных предложений!