Практическое использование социальных сетей в учебном процессе

Практическое использование социальных сетей в учебном процессеПроблемы использования стандартных информационных технологий

В настоящее время активно обсуждается применение информационных технологий в процессе обучения. При этом сам процесс внедрения ИТ в учебный процесс значительно отстает от их скорости развития. Кроме того, стандартные компьютерные технологии могут быть недостаточно эффективны в некоторых случаях, причинами могут являться:

    Отсутствие фактора новизны; Недостаточная наглядность материалов; Ограничение по типу учебных материалов; Как следствие — малая эффективность воздействия.

В этих случаях можно в качестве дополнительного средства обучения использовать привычную для учащегося среду общения — социальные сети.

Преимущества использования социальных сетей

«Социальная сеть — это платформа, онлайн-сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений в Интернете» [9]. Пример популярных социальных сетей: «ВКонтакте», «Facebook», «Одноклассники» [10].

Применение социальных сетей в учебном процессе позволяет использовать следующие факторы:

    Популярность социальных сетей постоянно растет, большинство учащихся зарегистрированы в одной или нескольких социальных сетях; Среднее время, проводимое на сайте пользователями социальных сетей от 17 до 42 мин. [10], которые можно использовать для привлечения к процессу обучения; Мгновенная передача информации и, соответственно, доступность отчетов и заданий для изучения; Все версии документов доступны одновременно и преподавателю и учащемуся, что решает проблему резервного копирования и отсутствия проблем с потерей электронной версии отчетов.

Социальные сети в первую очередь могут быть полезны преподавателям дисциплин, в которых предусмотрены:

    Рефераты; Семинары; Лабораторные работы; Курсовые работы; Выпускная квалификационная работа.

С помощью социальных сетей преподаватель может упрощать следующие процедуры:

    Информирование студентов; Предоставление методических пособий; Доведение до сведения дополнительных инструкций; Прием работ в электронном виде для проверки; Простейший способ резервного копирования.

Примеры использования социальных сетей в учебном процессе

В качестве первого эксперимента в 2013 г. создана группа в социальной сети «ВКонтакте» с целью помочь в дипломном проектировании.

Рисунок 1. Внешний вид страницы группы «Дипломное проектирование у групп КД САТТ»

В группе размещены следующие материалы (рис.2):

    Инструкция «С чего начать диплом?»; Методические указания и полезные материалы; Архив с необходимым программным обеспечением; Инструкции по работе с ПО; Инструкции по решению проблем с ПО.

Рисунок 2. Материалы, размещенные в группе:

а) Инструкция «С чего начать диплом? б) Инструкции по работе с ПО.

Учащиеся были проинформированы о создании группы с помощью яркого, необычного объявления (рис.3).

Рисунок 3. Объявление для привлечения учащихся.

В 2014 г. эксперимент был продолжен: создана группа в социальной сети «ВКонтакте» для помощи в выполнении курсовой работы по предмету «Архитектура аппаратных средств» (рис.4).

Рисунок 4. Внешний вид страницы группы «Дипломное проектирование у групп КД САТТ»

Группа содержит следующие материалы (рис.5):

    Методические указания и дополнительные инструкции; Шаблон для выполнения пояснительной записки; Список самых распространенных ошибок; План презентации; Напоминания о текущих заданиях.

В каждой группе выполнялась регулярная публикация новых материалов с целью напомнить о выполнении работы, проинформировать о текущем этапе выполнения и выдать задания для выполнения.

На случай отсутствия регистрации у учащегося в выбранной социальной сети, реализована возможность пользоваться материалами без регистрации.

Рисунок 5. Материалы, размещенные в группе

Результат использования социальной сети

По прошествии семестра были достигнуты следующие результаты:

    Охват учащихся 88% (на новости группы подписалось 39 из 44 студентов); Количество просмотров от 600 до 780 в месяц; Все студенты были обеспечены обновленными методическими указаниями в кратчайший срок; Качество оформления курсовых работ по сравнению с предыдущим потоком значительно повысилось; Электронная версия большинством студентов сдана в нужном виде (два формата файла с правильным наименованием); Ни одна работа не потеряна в результате невнимательности или выхода из строя оборудования.

Заключение

Проведенный эксперимент показал, что социальные сети могут быть очень удобным и эффективным инструментом, дополняющим стандартные средства обучения. Появляется возможность повысить разнообразие и наглядность учебных материалов, оставаясь при этом в рамках привычной для учащегося среды общения. В итоге ученики начинают с повышенным интересом относиться к предмету и показывают более высокие результаты обучения.

    Чернявская А. П. Байбородова Л. В. Харисова И. Г. Технологии педагогической деятельности. Часть I. Образовательные технологии: учебное пособие/ под общ. ред. А. П.Чернявской, Л. В.Байбородовой. — Ярославль; Издательство ЯГПУ, 2012. – 311 с. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. Методология, цели и содержание, творчество. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Издательский центр «Академия» (Москва), 2002. – 304 с. Богаевская Г. Н. Современные образовательные технологии, 2015 год [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: http://pedportal. net/po-tipu-materiala/obschepedagogicheskie-tehnologii/sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii-sovremennye-obrazovatelnye-275530 Коротаева Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. М.:Сентябрь, 2003 год. Безрукова В. С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения. Москва. Сентябрь, 2004 год. Гузеев В. В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. М. Сентябрь. 2006 год. Шамова Т. И. Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М. Центр «Педагогический поиск», 2001 год. Активное обучение. Википедия [Электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: http://ru. wikipedia. org/wiki/Активное_обучение Социальная сеть. Википедия [Электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: http://ru. wikipedia. org/wiki/Социальная_сеть_(Интернет) Сайт компании TNS, TNS WebIndex [Электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: http://www. tns-global. ru/ Дипломное проектирование у групп КД САТТ (КР по ААС), группа в социальной сети «ВКонтакте» [Электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: https://vk. com/kd_dp Архитектура аппаратных средств (КР по ААС), группа в социальной сети «ВКонтакте» [Электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: https://vk. com/kd_aas

Об авторе. Бондаренко Сергей Валериевич, преподаватель, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Симферопольский автотранспортный техникум».