ИНТЕГРАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

ИНТЕГРАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯVI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

студент, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, г. Москва

Бедретдинова Ирина Алексеевна

научный руководитель, научный руководитель, старший преподаватель, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, г. Москва

На современном этапе наблюдается всесторонне массовое внедрение социальных платформ в процесс обучения, поэтому интеграция социальных сервисов и сетей в обучение продолжает находиться на пике популярности. Не теряют свои позиции и интерактивные мультимедийные технологии, большинство популярных социальных сетей, взаимодействующих с миллионами образовательных сайтов: ссылки на статьи, кнопки отправки информации в социальные сети, способы комментирования и многое другое. Следующим шагом в интеграции социальных сетей станет создание специализированных платформ, которые позволят сформировать «социальную экосистему» внутри сайтов. Примером такой интеграции является корпорация Microsoft, которая активно объединяет свою программу Outlook с социальными сетями. Ведущей целью информатизации системы образования является превращение современных информационных ресурсов и ИКТ в ресурс образовательного процесса, обеспечивающий качество новых результатов образования.

Образование социальных сетей и сетевых сообществ считается величайшим достижением «всемирной паутины». Наиболее общее и распространенное определение социальным сетям можно найти в универсальной интернет-энциклопедии: «Социальные сети — это платформа, онлайн-сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений, визуализацией которых являются социальные графы [4]. Термин впервые был введен социологом из Манчестерской школы Джеймсом Барнсом в 1954 году, задолго до появления Интернета и современных веб-узлов. Актуальная трактовка означает определенный круг знакомых человека, где центром социальной сети является сам человек, а отношениями — связи между человеком и его кругом общения. При более детальном рассмотрении социальных сетей следует отметить их типовую характеристику: односторонние и двусторонние сети, сети друзей, коллег, сверстников и т. д.

На сегодняшний день сетевые сообщества представляют собой вполне обычные сообщества людей, а их исследование выделяется в отдельную область знания. Число пользователей социальных сетей определяется десятками миллионов. Кроме того, социальные сети — один из значимых элементов современного общества, а их воздействие распространяется на самые разные сферы человеческой жизни: культура, повседневная жизнь, образование, власть. Использование социальных сетей в учебном процессе обучения — это эффективное средство повышения мотивации и качества обучения, поэтому применение информационно-коммуникативных технологий — самое востребованное направление в сфере образования [2]. Современный ученик должен уметь самостоятельно и активно работать с информацией, подвергать ее критической оценке и применять в соответствии с целями и задачами своей деятельности.

Сегодня в глобальной сети Интернет находятся технологии, которые можно активно использовать в процессе обучения. Одной из наиболее известных является создание учебных блогов. Легкость ведения, а также доступа позволяет публиковать информацию не только при помощи персонального компьютера, но и посредством мобильных телефонов, смартфона.

В переводе с английского блог — это сетевой журнал, веб-сайт, основное содержимое которого составляют регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны короткие записи временной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке. Отличия блога от традиционного дневника обусловлены средой. Блоги публичны и предполагают сторонних читателей. Каждый студент может выложить информацию, точку зрения и другие материалы. В процессе учебы также можно делиться информацией, обсуждать конкретные детали, получать комментарии на опубликованный материал.

Не менее популярны преподавательские блоги, при помощи которых можно эффективно управлять самостоятельной внеаудиторной работой обучаемых, а также создавать задания, направленные на совершенствование навыков речевой деятельности. Обучению разным видам письма (поискового, просмотрового, ознакомительного и изучающего) способствует неограниченная возможность размещать ссылки в любом количестве на отличные друг от друга материалы. Также блоги ничем не уступают в возможности приобретения навыков говорения и аудированию. Это происходит при помощи использования подкастов, через учебные тексты радиопередач, видеосюжетов, которые находятся в свободном доступе в Интернете. Интеграция всех перечисленных способов обучения в блог позволяет неоднократно прослушивать, при необходимости останавливать и пересматривать файлы.

Создать учебный блог можно на следующих сайтах:

  1. www. blogger. com — веб-сервис для ведения блогов, с помощью которого пользователь может завести блог, пренебрегая навыками программирования [1].
  2. www. blog. ru — бесплатная платформа для ведения блога в рамках портала www. mail. ru. Есть один недостаток: нет возможности размещать ссылки.
  3. www. myspace. ru — международная социальная сеть, где есть возможность выкладывать фото — и видео-контент. Приоритет использования этого блога: много информации на английском языке.
  4. www. ya. ru — массовый портал от компании Яндекс (www. yandex. ru ).

Все вышеуказанные блоги помогают выстраивать процесс обучения и коммуникации всех участников процесса.

Закономерную популярность набирает еще один вид обучения в социальной сети — это eLearning (ElectronicEducation, система электронного обучения при помощи информационных технологий). Прогрессивные возможности дистанционного обучения делают процесс более простым и понятным для юного поколения. Российским лидером в сфере eLearning является интернет-портал www. dnevnik. ru. Дистанционное обучение в качестве образовательной цели, направленной на развитие личности, помогает обучающимся реализовывать личные образовательные цели и внимательно следить за мировыми тенденциями в данной сфере. Открывается возможность совмещать очное образование с дистанционным.

В последнее время все чаще появляются научные и образовательные социальные сети. Признанным в этой области инструментом обучения и развития является американская социальная сеть Facebook, число пользователей которой свыше 800 миллионов людей. На платформе Facebook преподаватели создают образовательные курсы, организации — закрытую корпоративную сеть сотрудников: сотрудники одной компании могут находиться в постоянной связи с коллегами из разных филиалов, публиковать новости и т. д.

Известно, что по данным опроса сервиса онлайн-опросов «Глас Рунета», в котором приняли участие более 2000 активных пользователей интернета, большинство опрошенных (66 %) активно используют возможности социальных сетей для обучения. По данным холдинга, наиболее известными платформами в России являются «В Контакте», «Одноклассники», “Twitter”, «Мой мир». Идентификация и присутствие на данных сайтах, отношения, общение, группы, обмен являются основными принципами социальных платформ. Кроме того, можно выделить следующие преимущества использования социального пространства в качестве учебной площадки: знакомая среда, возможность создания учебного контента и совместной работы, ведение электронных тетрадей, форумов и чатов. Использование в виртуальных учебных группах технологий форумов, вебинаров, вики и мультимедийных интерактивных презентаций предельно облегчают усвоение материала, способствуют легкому выстраиванию образовательных траекторий [6]. Перечисленные способы интеграции социальных платформ в обучение дают возможность коллективной оценки работы, стимулируют познавательную деятельность.

Специалисты компаний Adobe и Ciscо применяют инструмент социальных сетей для удобной организации конференций. Также, доказано, что желающие изучать иностранные языки прибегают к средствам Интернета [2]. На сегодняшний день существует не так много социальных сетей, предназначенных для обучения, например, иностранных языков. Пользование социальными сетями обеспечивает эффективный обмен информацией, стимулирует познавательный интерес и развитие творческих способностей. Все эти факторы положительно влияют на формирование знаний и умений.

Существует ряд проблем, связанных с использованием социальной сети в образовательном процессе. Например, отсутствие сетевого этикета участников, высокая степень трудозатрат по организации и поддержке учебной работы, отсутствие открытого доступа к социальным сетям из учебных аудиторий [4]. Более того, преподаватель должен интуитивно чувствовать аудиторию и подбирать под нее учебные материалы. Для решения настоящих проблем следует разрабатывать эффективные методики применения социальных сетей в образовательном пространстве.

Ценность использования социальных сетей не достаточно оценена на сегодняшний день. Многие скептически воспринимают возможность использования данного способа в качестве средства обучения, так как традиционно социальные сети воспринимаются как среда развлечения и проведения свободного времени [3]. Однако нельзя отрицать, что использование социального пространства может благотворно организовать коллективную работу, проектную деятельность, международные обмены, самообразование и сетевую работу людей, находящихся в разных точках земного шара. В последнее время исследователи изучают новые сферы применения социальных платформ в различных направлениях деятельности человека. В ближайшее время характер социализации будет стремительно усиливаться.

Список литературы:

  1. Абрамов А. Г. Булакина М. Б. Электронная учебно-методическая библиотека информационной системы «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» // Дистанционное и виртуальное обучение. — М. 2008. — 103 с.
  2. Гостев В. М. Михайлов В. Ю. Информационно-коммуникационные технологии в реализации современных педагогических методик. Учебно-методическое пособие. — М. 2008. — 34 с.
  3. Материалы международной заочной научной конференции «Теория и практика образования в современном мире». — СПб. февраль 2012.
  4. Свободная интернет-энциклопедия Wikipedia — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://.ru. wikipedia. org/wiki/Blogger» (дата обращения 03.11. 2013).
  5. Новые тренды в образовании. Блоги, вебинары, социальные сети — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://itmultimedia. ru/novye-trendy-v-obrazovanii-blogi-vebinary-socialnye-seti-i-dr/ (дата обращения 06.11. 2013).