Электронный этикет

Электронный этикетЧто такое нетикет?

Это красивое английское слово мы узнали не так уж давно, в конце 80-х годов XX века. Что же оно означает?

Да все тот же этикет, только этикет сетевой, так сказать, интернетовский (слово netiquette образовано слиянием слов net — сеть, и etiquett — этикет). Соответственно, русский аналог — сетикет .

Нетикет, как и этикет в невиртуальной жизни,— это свод правил и предписаний, определяющих поведение пользователей в киберпространстве.

Первоначально пользователями сети Интернет были, в основном, работники государственных учреждений и научных организаций. Порядок и способы использования Интернета были закреплены соответствующими инструкциями. Постепенно функции Интернета заметно расширились. Оставаясь, в первую очередь, источником информации, Интернет становится одним из видов развлечений, а так же средством предоставления различных услуг. Так, например, с развитием международной системы «электронных денег» стала возможной широкая продажа товаров через Интернет. О преимуществах электронной почты говорить не приходится, так как сегодня она с успехом заменяет многие виды традиционных почтовых услуг. Естественно, что массовое использование этого блага под названием «Всемирная паутина» обусловило необходимость выработки определенных норм этикета как для пользователей, так и для тех, кто их обслуживает в сети Интернет.

Сетевые сообщества формируют свои правила, которые оформляются в виде формального устава, а иногда и просто в виде списка «ЧаВо».

В других случаях правила существуют лишь в умах и словах модераторов (разработчиков или редакторов сайта, обладающих соответствующими полномочиями), а иногда и просто «старожилов» сообщества и поддерживаются на основании их личного авторитета.

В целом положения (рекомендации) нетикета условно можно разделить на три категории: психологические (эмоциональные), технические (оформительские), административные.

Психологические положения регламентируют следующие моменты: как следует обращаться — на «Ты» или на «Вы»; использовать ли смайлики и в каком количестве; указывать ли код города в номере телефона; поддерживать новичков, игнорировать их вопросы или посылать их сразу в FAQ (часто задаваемые вопросы), «Поиск» и т. д.

Технические — предусматривают: использование строк определенной длины и транслита; ограничения размеров сообщения или подписи; допустимость расширенного форматирования (выделение жирным, курсивом, цветом, фоном, рамками и т. п.); допустимость написания сообщений в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ и т. д.

Административные — регламентируют: правила именования (заголовки) тем; правила цитирования; допустимость рекламы и флейма (собственно, необходимость придерживаться тематики сообщества).

Интернет-сообщества предлагают гостю ознакомиться со своими правилами и выразить свое формальное согласие с их соблюдением. Кроме того, обычно рекомендуется, перед тем как писать сообщения в сообщество, почитать существующие топики, чтобы, так сказать, познакомиться с царящей там атмосферой.

Наиболее частые нарушения нетикета:

  • оскорбления и переход на личности;
  • злонамеренный отход от темы (оффтопик);
  • реклама и самореклама в местах, не предназначенных
  • для этого.

Сюда же можно отнести клевету и прочую злонамеренную дезинформацию, а также плагиат.

Спам и спамерство

Термин «спам » (spam, junk mail, bulk mail) обычно употребляется в смысле «почтовый спам » и подразумевает сообщения, присылаемые вам от неизвестных людей или организаций без вашего на то согласия. Как правило, это массовая рассылка рекламы, коммерческих предложений, «писем счастья» и т. п.

Несмотря на захватывающие заголовки («Сказочный шанс!», «Заработок, не выходя из дома» и т. д.), подобная корреспонденция не заслуживает доверия. Не удивляйтесь, что к вам «прорываются» иностранные спамы, ведь Интернет — явление международное. Поэтому не спешите обращаться к переводчику, если вы неожиданно получили письмо на английском языке, очень может быть, что это спам.

Спамы отнюдь небезопасны. нередко они содержать файлы, зараженные компьютерными вирусами.

Если вы получаете спамы один-два раза в месяц, просто удаляйте их из вашего почтового ящика. Но если они становятся частым явлением, вам придется принимать какие-то меры.

Настоятельно рекомендуем:

  • не реагировать на предложение «нажать на эту ссылку, чтобы перестать получать сообщения» — не исключено, что последствия этого будут прямо противоположными, поскольку вы покажете спамеру, что ваш почтовый ящик действует, и вы читаете письма;
  • сообщите об этом своему провайдеру (если вы пользуетесь Интернетом из дома) или же системному администратору (если вы получаете спам на корпоративный e-mail). Они помогут вам избавиться от спама. Отдельно остановимся на еще одной разновидности
  • спама, называемой поисковым спамом. Наверняка, вы частенько «ловитесь на эту удочку», когда ведете поиск в Интернете по определенному запросу. Особенно это касается запросов, состоящих из одного слова. В предложенном перечне вы обнаруживаете страницы сайтов, не имеющие ничего общего с вашим запросом.

Данное явление обьясняется тем, что владельцы этих сайтов пытаются «обмануть» поисковую машину, чтобы их сайт появлялся в выдаче по всем популярным запросам. Результат — увеличение трафика на сайте (посещаемости).

Если вы столкнулись с поисковым спамом, рекомендуем сообщить об этом владельцам поисковика. К спамерам применяются различные меры вплоть до исключения из поисковой базы.

Спамерство не относится к разряду преступных действий, караемых законом, но, тем не менее, это крайне неприличное действие, вынуждающее вас тратить свое время и деньги (например, если у вас лимитированный доступ в Интернет).

Основные правила поведения во «Всемирной сети»

Что же диктует нетикет пользователям Интернета? Не пугайтесь, увидев этот перечень. Эти правила несложны и очень схожи с элементарными культурными нормами.

  • Уважайте других людей и относитесь к ним так, как хотели бы, чтобы относились к вам. Помните, что в чатах, ICQ («аське»), посылая сообщения другим пользователям, вы общаетесь с живыми людьми, которые хотят, чтобы их уважали.
  • Подумайте, а сказали бы вы то или другое человеку в лицо? Если в разговорной речи это было бы недопустимо — исправьте ошибку и в своем сообщении. Не позволяйте себе грубости по отношению к другим людям.
  • Уважайте чужое время. Отправляя электронные сообщения, вы претендуете на это время. Не забывайте о том, что существует такая особенность, как пропускная способность канала, по которому осуществляется связь.
  • Не думайте, что другие люди сразу же должны отвечать на ваши вопросы. Не преувеличивайте своей значимости, ведь в реальной жизни вы не стали бы требовать от людей столько внимания к своей персоне. Тем более что моментальный ответ невозможен также по техническим причинам.
  • Когда вы связываетесь с другими людьми в Интернете, имейте в виду: ваши слова фиксируются и могут быть сохранены. Вы же не стали бы выдавать тайну по телефону, надеясь на то, что его не прослушивают?
  • Так что хорошенько подумайте, прежде чем сообщать по электронной связи важные сведения.
  • Обязательно знакомьтесь с правилами, приведенными на каждом форуме или чате. Это позволит избежать неприятных сюрпризов.
  • Относитесь с уважением не только к своей, но и к чужой приватности.
  • Размещая информацию о себе, помните о приватности.
  • Будьте терпимы к окружающим, как говорят, изменишься сам — изменится и мир вокруг тебя.
  • Если ваша система позволяет, всегда пишите персональное имя: это лучшая «визитная карточка» для вас, чем адрес e-mail.
  • Не забывайте давать названия своим письмам.
  • Старайтесь быть немногословными. Если вы просто отвечаете на вопрос, делайте это кратко и по существу.
  • Включайте в ваше послание отрывки письма, на которое отвечаете.
  • Если можете, используйте подпись. Она должна идентифицировать вас и содержать данные об альтернативных каналах связи.
  • Не забывайте об элементарной вежливости. «Спасибо» и «пожалуйста» еще никто не отменял.
  • Помните, что не существует супернадежной почтовой системы. Неразумно помещать очень личную информацию в электронное письмо. Помните также об адресате. Вы не единственный человек, который пострадает в случае, если деликатное сообщение попадет в чужие руки.
  • Если в вашей компании не принято звонить начальнику напрямую, то не следует посылать ему и электронных писем.
  • Помните: почта — это один из показателей вашего профессионализма.

Этикет при использовании локальных компьютерных сетей

Можно было бы и не касаться этой темы, так как во многих организациях существуют инструкции или требования, устанавливающие правила поведения пользователя в локальной сети. Однако, «во многих» — это еще далеко не во всех. Да и не любая инструкция может охватить все вопросы этикета.

Исходя из этих соображений мы хотели бы обратить ваше внимание на общие правила, сформировавшиеся в процессе развития локальных сетей (хотя применение каждого из них зависит от технического оснащения сети).

  • Не передавайте никому своего имени и пароля для входа в сеть: любые действия, совершенные в сети под вашим именем, могут быть соотнесены непосредственно с вашей персоной.
  • Оставляя компьютер более чем на 10 минут, перед уходом завершите выполнение всех программ с сетевой поддержкой (или связанных с обменом данными по сети). В случае, если это невозможно сделать в силу обьективных обстоятельств, предупредите об этом вашего сетевого администратора.
  • Без необходимости не запускайте одновременно несколько программ с сетевой поддержкой.
  • Прежде чем начать перемещение большого обьема информации с другого компьютера на свой или со своего на другой компьютер в сети, оцените необходимость этого действия и возможность разбиения данных на отдельные меньшие по обьему пакеты. Только в случае невозможности решения вопроса указанным образом прибегайте к перемещению всех данных.
  • При наличии у вашего компьютера своего жесткого диска отдавайте предпочтение сохранению информации именно на нем, а не на дисках общего пользования (если таковым не является диск вашего компьютера и если это правило не противоречит решаемой задаче).
  • Используя общий (системный) почтовый ящик, старайтесь не помещать туда очень большие сообщения.
  • Перед установкой на ваш компьютер нового программного обеспечения с сетевой поддержкой или с возможным коллективным использованием проконсультируйтесь с сетевым администратором и проверьте устанавливаемое программное обеспечение на лицензионную чистоту и незараженность вирусами.
  • Следите за тем, чтобы работающие у вас программы не наносили вред каким-либо общим (сетевым) ресурсам или ресурсам других пользователей сети.
  • В случае возникновения вопросов по использованию сети или программ, использующих сетевые ресурсы, обратитесь к сетевому администратору или воспользуйтесь соответствующей документацией (при наличии таковой).

Если вам понравилась статья Электронный этикет. пожалуйста, оцените её!

This entry was posted in Нетикет and tagged , , . Bookmark the <a href="http://miroi-moy-mir.ru/elektronnyj-etiket/" title="Permalink to Электронный этикет" rel="bookmark">permalink</a>.

Comments are closed.