ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕВ настоящее время нашу жизнь трудно представить без интернета, без информации. Практически каждый человек на Земле теперь имеет возможность выхода в ресурсы глобальной сети. Развитие веб-технологий и их влияние на современное общество привело к изменению традиционных сфер коммуникаций, изменению способов и форм коммуникации в интернете. Интернет стал площадкой для безбарьерной передачи и обмена информацией, знаниями и общения людей разных городов и стран

Современное общество активно использует ресурсы Интернета: обмен информацией, общение между людьми, способы построения отношений, поиск работы, сама работа, отдых. Интернет и компьютерные сети пользуются спросом по всему миру. Кроме того, вся деятельность, от финансовой сферы и СМИ до политики и общественных движений, организована вокруг сети Интернет. Темп роста всемирной сети высок и продолжает нарастать как за счёт увеличения количества пользователей глобальной сети Интернет, так и за счёт роста объёмов информации в самом Интернете.

Общение в социальных сетях сегодня стало частью повседневной жизни миллионов людей во всем мире. Интернет сделал возможным общение людей в любой момент времени и в глобальном масштабе, а социальные сети представляют собой конкретный инструмент, позволяющий выстраивать взаимосвязи между людьми, активизировать социальную составляющую взаимодействия онлайн.

В последнее время стало популярно пользоваться «социальными сетями». Нет человека, который бы не слышал о них. Социальные сети представляют собой интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом. К ним относятся и тематические и отраслевые форумы, которые активно развиваются в последнее время, и т. п.

Использование «Социальных сетей» в образовательном процессе позволяет обеспечить совместную работу в интерактивном режиме, студента и преподавателя, аспиранта и руководителя; сбор и накопление данных по проводимой работе, написание диплома; архивное хранение всей этой информации на сервере «Социальной сети», с возможностью получения ее из любого места, где есть доступ в Интернет.

На практике студент, преподаватель или кто-либо другой, создает свой аккаунт в социальной сети, в которой создают аккаунты и другие преподаватели, студенты. Так как студентов и преподавателей могут быть тысячи, создаются тематические группы, которые разделяют по интересам, тематике.

Социальная сеть – это сообщество людей, связанных общими интересами, общим делом или имеющих другие причины для общения между собой.

В интернете, социальная сеть – это программный сервис, площадка для взаимодействия людей в группе или в группах. С точки зрения интернета это виртуальная сеть, средство обеспечения сервисов для установлением связей между его пользователями, а также разными пользователями и соответствующими их интересам информационными ресурсами на сайтах глобальной сети.

Образование социальных сетей и сетевых сообществ считается величайшим достижением «всемирной паутины». Наиболее общее и распространенное определение социальным сетям можно найти в универсальной интернет-энциклопедии: «Социальные сети – это платформа, онлайн-сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений, визуализацией которых являются социальные графы. Термин впервые был введен социологом из Манчестерской школы Джеймсом Барнсом в 1954 году, задолго до появления Интернета и современных веб-узлов. Актуальная трактовка означает определенный круг знакомых человека, где центром социальной сети является сам человек, а отношениями – связи между человеком и его кругом общения. При более детальном рассмотрении социальных сетей следует отметить их типовую характеристику: односторонние и двусторонние сети, сети друзей, коллег, сверстников и т. д.

Характерными особенностями социальной сети являются:

– предоставление практически полного спектра возможностей для обмена информацией (фото + видео + сервис блогов + сервис микроблогов + сообщества + ЛС/чат + возможность отметить местоположение и т. п.);

– создание профилей, в которых требуется указать реальные ФИО и максимальное количество информации о себе;

– подавляющее большинство друзей пользователя в социальной сети – это не виртуальные друзья по интересам, а реальные друзья, родственники, коллеги.

Сайт социальной сети обладают следующими возможностями:

– активное общение;

– создание публичного или полупубличного профиля пользователя (например, профиль может содержать дату рождения, школу, вуз, хобби и другое);

– пользователь может создавать и поддерживать список других пользователей, с которыми у него имеются некоторые отношения (например, дружбы, родства, деловых и рабочих связей и т. п.);

– просмотр и обход связей между пользователями внутри системы (например, пользователь может видеть друзей своих друзей) одноклассники и однокурсники.

Возможности социальных сетей как средства коммуникации реализуются в конкретных практиках их использования. В их основе – функции и цели осуществляемой коммуникации, условиями для которой служат предоставляемые веб-сервисом инструменты взаимодействия, а также поддерживаемая с их помощью структура социальной сети как коммуникативной модели, обеспечивающей распространение информации, поддержание групповых норм, эффективное использование имеющихся контактов как ресурса, составляющего социальный капитал.

Наиболее активными пользователями Интернета, а также социальных сетей является молодежь. Сайты социальных сетей помогают молодым людям в самореализации, самопрезентации. В социальных сетях отсутствуют какие-либо условности, которых невозможно избежать в реальном общении, многим трудно общаться в реальной жизни и гораздо проще излагать свои мысли письменно. В Интернете существуют тысячи разнообразных социальных сетей, которыми пользуются порядка 80% всех пользователей Интернета. Каждая из социальных сетей имеет свои особенности, позволяющие пользователям совершать какие-либо действия, присущие только этой социальной сети. Существуют разнообразные социальные сайты, в которых зарегистрирована молодежь: Одноклассники. ru, AlterGeo, Гайдпарк, В кругу друзей, Привет. ру, Мой Круг, ВСети. by, ВКонтакте, Google+. Facebook, LinkedIn, Myspace, Livejournal, Twitter, Friendster, Свой Круг.

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и появление новых возможностей их использования в образовании актуализирует поиск адекватных подходов к организации образовательного процесса в университете, что способствует развитию общеучебной и предметной компетенции, коммуникативных умений и навыков, а также обеспечивает студентов необходимой информацией.

Выделим основные возможности применения социальных сетей в образовательном процессе университета:

1. Расширение работы с молодежью при помощи создания определенных групп или сообществ в социальных сетях, которые объединяет неравнодушных, творческих молодых людей по стремлению к некой области знаний, а также по желанию сотрудничать в процессе применения этих знаний на практике. Члены сообщества хорошо понимают друг друга, поскольку работают над схожими проблемами, а также могут получить недостающие им знания.

2. Применение образовательных и научных социальных сетей. Наиболее популярным инструментом (программным обеспечением) обучения и развития признается социальная сеть Facebook, позволяющая преподавателям университетов создавать учебные курсы для студентов, закрытую корпоративную сеть на платформе Facebook: сотрудники одного университета могут находиться на постоянной связи с коллегами из других университетов и филиалов. Примерно по тому же принципу работает MySpace.

3. В социальных сетях можно организовать эффективную коллективную работу распределенной учебной группы, долгосрочную деятельность, международные обмены, научно-образовательные, мобильное непрерывное образование и самообразование, сетевую работу людей, находящихся в разных странах, на разных континентах земли.

Возможность постоянного взаимодействия обучаемых и преподавателей в сети в удобное для них время дает возможность непрерывного образовательного процесса, появляется возможность более детальной организации индивидуальной работы с каждым из студентов. Кроме этого, в социальной сети могут быть продолжены дискуссии, диалоги, полилоги начатые во время аудиторных занятий. Это позволяет студентам больше времени находиться в процессе обсуждения учебных вопросов, что обеспечивает тщательное освоение ими материала и активную позицию студента при обучении. Информационная поддержка учебного курса в социальной сети дает возможность студентам, пропустившим занятие, принимать участие в обсуждениях и выполнять задания из дома.

4. Разнообразие форм коммуникации. Вики-страницы, форумы, опросы, голосования, комментарии, подписки, отправка персональных сообщений и другое обеспечивают широкие возможности совместной работы. В социальной сети легче обмениваться интересными и полезными ссылками на другие ресурсы. Большим плюсом применения социальных сетей в образовательном процессе университета является доступность преподавателей в вопросах осуществления коммуникации. Поддержание отношений между преподавателями и студентами, участниками конференций, семинаров, позволяет повысить качество проводимых мероприятий научного и воспитательного характера путем обмена идеями и замечаниями.

Основные достоинства «социальных сетей»:

– бесплатность, т. е. не требуется дорогостоящее серверное оборудование и его обслуживание, не надо платить за разработку сайта;

– регистрация и пользование в большинстве из них абсолютно бесплатны, что позволяет экономить денежные средства;

– в большинстве случаев предоставляется неограниченное дисковое пространство для хранения различного контента, например аудио-видео-файлы, изображения и др.;

– надежная защита от хакерских атак, надежность хранения данных, т. к. многие «социальные сети» тратят немалые средства на поддержание своей защиты;

– удобство сервисов рассылки и уведомления об информации, что делает их удобными в общении со студентами;

– создание условий для студентов, не попавших на занятия;

– наблюдение за учебной деятельностью;

– возможность принимать непосредственное участие в режиме онлайни и многое другое.

Использование социальных сетей в образовательном процессе способствует обмену информацией, повышает мотивацию учащихся в учебной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей и познавательный интерес. Все эти факторы положительно влияют на формирование знаний и умений.

Решить вышеперечисленные проблемы можно при создании условий для повышения квалификации преподавателей в области информационно-коммуникативных технологий, осуществлением материального и морального поощрения педагогов, активно использующих новые технологии, разработкой эффективных методик применения социальных сетей в образовательном пространстве университета. Партнерское сотрудничество педагогического сообщества с разработчиками социальных медиа и законодательное регулирование этой сферы может обеспечить условия для принятия конструктивных решений проблемы информационной безопасности виртуальных сетей. Социальные сети не являются основным средством обучения, однако их возможности в решении образовательных задач, по нашему мнению, недооцениваются профессиональным сообществом.

Стремительный прогресс и постоянное обновление в области информационных технологий дает возможность использовать возможности интернет технологий в качестве эффективного средства обучения. При использовании глобальной интернет сети происходит формирование информационно-образовательной среды, которая позволяет в полной мере реализовать современные технологии обучения. Использования социальных сетей как педагогического инструмента становится крайне актуальной.

Социальные сети отличаются друг от друга своей общей направленностью, различными возможностями для пользователей, разными требованиями и интерфейсом. Однако есть и общие черты, присущие многим социальным сетям и выделяющие их из других средств сетевого общения, таких, как блоги, форумы, чаты и гостевые книги. В некоторых социальных сетях, например, в MySpace встроены блоги и форумы, однако в данном случае мы будем рассматривать только особенности социальной сети. Понимание этих специфических черт важно для выявления возможностей использования социальных сетей как образовательного инструмента

Исследуя эту тему, можно выявить отличительную особенность обучения посредством социальных сетей, которую можно назвать дистанционно-интерактивным обучением, которая выражается в возможности приобретения знаний за счет интерактивности, т. е. взаимодействия с другими участниками образовательного процесса «на расстоянии», т. е. на дистанции.

Можно согласиться с мнением А. В. Хуторского: «. сегодня понятие «дистанционное образование», насыщено другим смыслом – это использование новейших телекоммуникационных технологий – интернета, сетей и так далее. Под дистанционным обучением можно понимать обучение, при котором удаленные друг друга субъекты обучения, то есть ученики и преподаватели, они осуществляют образовательный процесс с помощью этих средств телекоммуникаций».

Сегодня в современной теории дистанционного обучения существуют разнообразные модели дистанционного обучения, интеграция очных и дистанционных форм обучения; сетевое обучение (автономные сетевые курсы; информационно-предметная среда); сетевое обучение и кейс-технологии, дистанционное обучение на базе интерактивного телевидения (Two-way TV) или компьютерных видеоконференций.

Наиболее приемлема модель, основанная на интеграции аудиторных занятий (лекции, семинары, практические занятия и т. д.) и дистанционно-интерактивных форм обучения (вебинары, видеозаписи, видеоконференции, форумы, обсуждения, дискуссии, телеконференции и т. д.). Такая модель предполагает индивидуализацию и в то же время широкую интерактивность в обучении, что в современном вузовском образовании представляется наиболее перспективным, поскольку увеличивает возможности самостоятельного и группового углубления в изучаемый материал, создает условия использования исследовательских подходов в обучении, самостоятельного и группового поиска информации для решения проблемы, умения работать с информацией индивидуально, в команде, в коммуникации

Изучение исследований в области использования информационных технологий обнаруживает проблему организационного характера: на какой базе может быть организовано дистанционно-интерактивное обучение? Социальная сеть интернета становится одной из наиболее приемлемой и применяемой платформой для данной модели обучения.

В последние годы в мировом педагогическом сообществе вопросы применения социальных сетей в образовании бурно обсуждаются. Многие скептически относятся к возможности использования сетей как педагогического средства обучения, так как традиционно социальные сети рассматриваются как среда для проведения свободного времени и развлечения. Однозначно, социальные сети не могут быть единственным средством сетевого обучения, но, и их образовательные возможности ими явно недооценены. Интерес к социальным сетям связан с необходимостью для образовательных заведений установить прямую эффективную коммуникацию с участниками образовательного процесса и потребителями образовательных услуг. Сетевое сообщество будет служить дополнительным «неформальным мостиком» между преподавателем, студентом, будущим студентом (школьником) и работодателем. При серьезном и грамотном подходе к организации образовательной деятельности посредством социальных сетей первоначальный негатив будет снят, а усилия – вознаграждены.

На современном этапе наблюдается всесторонне массовое внедрение социальных платформ в процесс обучения, поэтому интеграция социальных сервисов и сетей в обучение находиться на пике популярности. Не теряют своей активности и интерактивные мультимедийные технологии. Следующим шагом в интеграции социальных сетей станет создание специализированных платформ, которые позволят сформировать «социальную экосистему» внутри сайтов.

На сегодняшний день сетевые сообщества представляют собой вполне обычные сообщества людей, а их исследование выделяется в отдельную область знания. Число пользователей социальных сетей определяется десятками миллионов. Кроме того, социальные сети – один из значимых элементов современного общества, а их воздействие распространяется на самые разные сферы человеческой жизни: культура, повседневная жизнь, образование, власть. Использование социальных сетей в учебном процессе обучения – это эффективное средство повышения мотивации и качества обучения, поэтому применение информационно-коммуникативных технологий – самое востребованное направление в сфере образования. Современный ученик должен уметь самостоятельно и активно работать с информацией, подвергать ее критической оценке и применять в соответствии с целями и задачами своей деятельности.

Сегодня в глобальной сети Интернет находятся технологии, которые можно активно использовать в процессе обучения. Одной из наиболее известных является создание учебных блогов. Легкость ведения, а также доступа позволяет публиковать информацию не только при помощи персонального компьютера, но и посредством мобильных телефонов, смартфона.

В переводе с английского блог – это сетевой журнал, веб-сайт, основное содержимое которого составляют регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны короткие записи временной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке. Отличия блога от традиционного дневника обусловлены средой. Блоги публичны и предполагают сторонних читателей. Каждый студент может выложить информацию, точку зрения и другие материалы. В процессе учебы также можно делиться информацией, обсуждать конкретные детали, получать комментарии на опубликованный материал.

Не менее популярны преподавательские блоги, при помощи которых можно эффективно управлять самостоятельной внеаудиторной работой обучаемых, а также создавать задания, направленные на совершенствование навыков речевой деятельности. Обучению разным видам письма (поискового, просмотрового, ознакомительного и изучающего) способствует неограниченная возможность размещать ссылки в любом количестве на отличные друг от друга материалы. Также блоги ничем не уступают в возможности приобретения навыков говорения и аудированию. Это происходит при помощи использования подкастов, через учебные тексты радиопередач, видеосюжетов, которые находятся в свободном доступе в Интернете. Интеграция всех перечисленных способов обучения в блог позволяет неоднократно прослушивать, при необходимости останавливать и пересматривать файлы.

Создать учебный блог можно на следующих сайтах:

  1. www. blogger. com – веб-сервис для ведения блогов, с помощью которого пользователь может завести блог, пренебрегая навыками программирования.
  2. www. blog. ru – бесплатная платформа для ведения блога в рамках порталаwww. mail. ru. Есть один недостаток: нет возможности размещать ссылки.
  3. www. myspace. ru – международная социальная сеть, где есть возможность выкладывать фото – и видео-контент. Приоритет использования этого блога: много информации на английском языке.
  4. www. ya. ru – массовый портал от компании Яндекс (www. yandex. ru ).

Все вышеуказанные блоги помогают выстраивать процесс обучения и коммуникации всех участников процесса.

Закономерную популярность набирает еще один вид обучения в социальной сети – это eLearning (ElectronicEducation, система электронного обучения при помощи информационных технологий). Прогрессивные возможности дистанционного обучения делают процесс более простым и понятным для юного поколения. Российским лидером в сфере eLearning является интернет-порталwww. dnevnik. ru. Дистанционное обучение в качестве образовательной цели, направленной на развитие личности, помогает обучающимся реализовывать личные образовательные цели и внимательно следить за мировыми тенденциями в данной сфере. Открывается возможность совмещать очное образование с дистанционным.

В последнее время все чаще появляются научные и образовательные социальные сети. Признанным в этой области инструментом обучения и развития является американская социальная сеть Facebook, число пользователей которой свыше 800 миллионов людей. На платформе Facebook преподаватели создают образовательные курсы, организации – закрытую корпоративную сеть сотрудников: сотрудники одной компании могут находиться в постоянной связи с коллегами из разных филиалов, публиковать новости и т. д.

Использование в виртуальных учебных группах технологий форумов, вебинаров, вики и мультимедийных интерактивных презентаций предельно облегчают усвоение материала, способствуют легкому выстраиванию образовательных траекторий. Перечисленные способы интеграции социальных платформ в обучение дают возможность коллективной оценки работы, стимулируют познавательную деятельность.

Специалисты компаний Adobe и Ciscо применяют инструмент социальных сетей для удобной организации конференций. Также, доказано, что желающие изучать иностранные языки прибегают к средствам Интернета. На сегодняшний день существует не так много социальных сетей, предназначенных для обучения, например, иностранных языков. Пользование социальными сетями обеспечивает эффективный обмен информацией, стимулирует познавательный интерес и развитие творческих способностей. Все эти факторы положительно влияют на формирование знаний и умений.

Существует ряд проблем, связанных с использованием социальной сети в образовательном процессе:

– отсутствие сетевого этикета участников,

– отсутствие удобного инструментария, специально разработанного в учебных целях (например, ведение электронной ведомости или журнала), как в системах управления обучением;

– отсутствие доступа к социальным сетям из учебных аудиторийвузов;

– активная коммуникация, обширный информационный поток и обилие развлекательного контента вместе с образовательным контентом, которые отвлекают от учебного процесса;

– высокая степень время — и трудозатрат для организации и поддержки учебного процесса в условиях непрерывного обучения в социальной сети для преподавателя;

– открытость учебного пространства всему интернет-сообществу, которое неприемлемо или некомфортно для учебного процесса;

– невозможность оценивания работы преподавателя в социальном обучении для оплаты его труда.

Более того, преподаватель должен интуитивно чувствовать аудиторию и подбирать под нее учебные материалы. Для решения настоящих проблем следует разрабатывать эффективные методики применения социальных сетей в образовательном пространстве.

Ценность использования социальных сетей не достаточно оценена на сегодняшний день. Многие скептически воспринимают возможность использования данного способа в качестве средства обучения, так как традиционно социальные сети воспринимаются как среда развлечения и проведения свободного времени. В последнее время исследователи изучают новые сферы применения социальных платформ в различных направлениях деятельности человека. В ближайшее время характер социализации будет стремительно усиливаться.

Выбор социальных сетей в качестве платформы для организации дистанционно-интерактивного обучения имеет ряд аргументов. Принципы построения многих социальных сетей, как идентификация, общение, присутствие на сайте, взаимоотношения, группы, репутация, обмен, поиск, интеграция с другими предложениями очень хорошо подходят для создания учебной группы, класса в он-лайн пространстве, в социальной сети. Размещение образовательного ресурса на базе социальных сетей автоматически устанавливает прямую эффективную коммуникацию между преподавателем и студентом, между студентом и студентом.

Сегодня вузы должны использовать различные системы управления образованием. С их помощью вузы будут конкурентоспособными и предоставят студентам интерактивную, мобильную и вовлекающую в обучение и общение среду, соответствующую глобальным трендам на рынке.

Все эти тенденции развития социальных сетей создают ситуацию, когда всеохватность аудитории и одновременное использование максимального количества предоставляемых современными интернет-технологиями возможностей переводят образовательную активность на абсолютно другой, значительно более высокий уровень. Социальные сети – это не просто возможность пообщаться, это важный образовательный инструмент школы и вуза.

Список литературы:

  1. Материалы международной заочной научной конференции «Теория и практика образования в современном мире». – СПб. февраль 2012.
  2. Свободная интернет-энциклопедия Wikipedia –[Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:http://.ru. wikipedia. org/wiki/Blogger» (дата обращения 03.11. 2013).
  3. Кастельс, М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / М. Кастельс [Электронный ресурс]. – 2004. – Режим доступа. http://www. twirpx. com/file/419306/. – Дата доступа: 12.01.2007.
  4. Можаева, Г. В. Фещенко, А. В. Использование виртуальных социальных сетей в обучении студентов-гуманитариев / Г. В. Можаева, А. В. Фещенко [Электронный ресурс]. – 2010.